Справочник. Лит-ра.

Теория литературы.   Средства выразительности текста:

Анафора  (единоначатие)- повторение слов или словосочетаний в начале предложения. (Руки отпускаютсяот постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».Вот от чего опускаются руки!)

Антитеза (противопоставления)-резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста. (Как динамична Цветаева и как статична Ахматова!)

Вопросно-ответная форма изложения-форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником ,привлекает его к обсуждению важных вопросов ,заставляет задуматься над ними. (Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех.)

Гипербола-художественное преувеличение. (Слезы в три ручья)

Градация-синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. (Ведь и правда :что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости ,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком).

Гротеск -художественное преувеличение до невероятного, фантастического. (Один в рогах, с собачьей мордой,/Другой с петушьей головой...)

Инверсия-обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение -после управляющего слова, обстоятельства образа действия –перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке ,чем это установлено грамматическими правилами. (Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные , на деревни дальние, на деревни ближние).

Ирония-вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. (Продаются мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. И.Ильф, Е.Перов)

Композиционный стык-повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. (Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь , ради которой погибли миллионы).

Контекстные (или контекстуальные) синонимы (Предо мною появились два ангела..два гения).

Лексический повтор  - повторение в тексте одного и того же слова .  
- Эти люди – ваши родственники?
-Да, - сказал он . - Все эти люди – родственники?
-Безусловно, - сказал он . -Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох?

Литота-художественное преуменьшение. (Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных).

Метафора-перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета. (пустых небес прозрачное стекло).

Метонимия-перенос значения ( переименование ) на основе смежности явлений . (Черные фраки носились врозь и кучами там и там. Н . Гоголь ).

Однородные члены предложения -синтаксическое средство выразительности , позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо Б)увидеть динамику действия В) в деталях увидеть , услышать , понять что –либо . (Зал полон людьми , старыми и молодыми , русскими и нерусскими , злыми и добрыми , прочными и светлыми , усталыми и восторженными , всякими ).

Оксюморон-соединение в образе или явлении несовместимых понятий . Сладостные мучения испытал он , изгнанник , вернувшись в Россию . Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. ( Н. Кривцов)

Окказионализмы-индивидуально- авторские неологизмы. (Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялись за счет прав других. А. Солженицын )

Олицетворение-присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. (Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше… В.Солоухин)

Парцеллярия-намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. (Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов)

Перифраза-описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. (Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть-«черное золото».Хлопок-«белое золото». Газ -« голубое золото». (В.Войнович)

Риторический вопрос-выражение утверждения в вопросительной форме. (Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

Риторическое восклицание-выражение утверждения в восклицательной форме. (Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! )

Риторическое обращение-фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. (Милые мои!Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)

Сарказм-едкая ирония. (И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)

Сравнительный оборот -сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:
1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что , как будто и т.п. Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…
2) С помощью слов похожий на ,похож на, подобен, напоминает , Схож с… И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.
3)Родительным падежом существительного. Лак на скрипке был цвета крови.
4)Творительным падежом существительного. Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… 5)Сравнительный оборот. Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и ,как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.
6)Отрицанием (т.е не сопоставлением , а противопоставлением одного предмета или явления другому). Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
7)Придаточным сравнительным. Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров (автор всех примеров- Н.Гумилев)

Синтаксический параллелизм-одинаковое(параллельное )построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев. Что такое канцелярит? Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность. Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.( Н.Гоголь)

Эпитет-художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство. (Есть только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения, а незвериный рев убийцы ). ( В.Астафьев)

Эпифора-одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа,понятия. (Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем.)  

                    Стихотворные размеры:

                Двусложные                  Трехсложные
                 хорей   /- /- /-                   дактиль  /-- /-- /--
                 ямб    -/ -/ -/                     амфибрахий  -/- -/- -/-
                                                          анапест  --/ --/ --/

                Примеры стихотворных размеров:

Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):

трехстопный ямб:

Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..

четырехстопный ямб:

Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?

пятистопный ямб:

Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать...

шестистопный ямб:

Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне по-прежнему Вам нечего сказать...

Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):

трехстопный хорей:

Наша Таня плачет:
Утопила мячик

четырехстопный хорей:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

пятистопный хорей:

Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик...

Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге):

двухстопный дактиль:

Крутится шар
Над головой.
трехстопный дактиль:

Крутится, вертится шар
Прям над моей головой....
четырехстопный дактиль:

Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
пятистопный дактиль:

Крутится, вертится бешенно шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой...

Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):

двухстопный амфибрахий:

Союз нерушимый
Сплотился однажды...

трехстопный амфибрахий:

Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь...
четырехстопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь...
пятистопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь....

Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге):

двухстопный анапест:

До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.
трехстопный анапест:

До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.
четырехстопный анапест:

До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
пятистопный анапест:

До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.

"Что за зверь такой — клаузула?"

Клаузула (лат. clausula - заключение, концовка) — ритмическое окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на последний слог (красотá); женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог (красóтка); дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками); гипердактилическими при наличии трёх безударных слогов (прихлóпывая, притóпывая).

Мужская клаузула:

Скажи мне, кудесник, любимец богов...

Женская клаузула:

Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек...

Дактилическая клаузула:

Скажи мне, кудесник, любитель шампанского...

Гипердактилическая клаузула:

Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться...

Комментариев нет:

Отправить комментарий